четверг, 10 ноября 2011 г.

Критикуем книжку!... или личность автора?


 Сергей Борисов
(публикуется с разрешения автора)

Критика произведений искусства, в том числе и литературных произведений, является важной движущей силой творчества. Именно конструктивная, грамотная, умная критика в большей степени, чем что-либо другое, стимулирует творческий рост автора, особенно начинающего.
Не следует думать, что критик – это человек, который только и делает, что выискивает в произведении недостатки и придирается к нему (Капитан Очевидность со мной согласен). Помимо этого – безусловно, важного – компонента критик подмечает сильные стороны произведения, удачные находки автора, анализирует его литературное мастерство (если, конечно, таковое имеет место быть).
Конечно же, в роли критика может выступать не только профессионал этой области, но и любой читатель. Различия профессионала и непрофессионала при этом заключаются только в
качестве критики. Так же, как каждый человек, пишущий стихи, может формально называться поэтом, любой читатель, пишущий критические отзывы, может именоваться критиком. Но есть стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, а есть стихи Ханапи Эбеккуева (кому интересно, наберите в поисковике). Тоже поэт – между прочим, книгу стихов издал.
Данный пост не имеет целью провести всеобъемлющий анализ роли критики в литературе. Хотелось бы подробно остановиться на одном моменте: оценке личности автора при критике его произведения.
Здесь возможны два варианта:
1)            На основании произведения какого-либо автора критик делает выводы о личности автора, его человеческих, нравственных качествах, жизненной позиции и т.д.
2)             Произведения автора оцениваются критиком через призму личности автора, его поступков, убеждений.
Вариант первый. Приведу простой пример. Допустим, Петя и Вася друзья. Петя написал книгу, Вася её оценил очень положительно. Через некоторое время Петя и Вася поссорились, и вскоре после этого Вася внезапно заявил, что книга Пети никуда не годится. Что же, получается, что книга Пети стала хуже после ссоры с Васей? Да нет, просто ни до, ни после ссоры ни о какой объективности критики со стороны Васи и речи не могло быть.
Смею заверить, что синдром Пети и Васи нисколько не надуманный и отлично работает на практике, в чём я неоднократно убеждался.
Вариант второй. Критик полагает, что, если автор допускал в своей жизни какие-то серьёзные ошибки, был подвержен порокам, то его произведения, прославляющие положительные человеческие качества, являются лицемерием.
Скажем, одна девушка заявила, что Достоевский бросил свою первую жену, которая умирала от чахотки. В связи с чем данная девушка не могла всерьёз воспринимать произведения Достоевского, в которых он призывает к человеколюбию и состраданию.
Между тем, если мы посмотрим на личностные качества гениев, то, надо признаться, увидим мало приятного. Пушкин был весьма мнительным, конфликтным, неуживчивым, постоянно  инициировал ссоры. Кроме того, ему были свойственны резкие перепады настроения, и при плохом состоянии духа его жене приходилось несладко. Высоцкий – алкоголик, наркоман, бросил вторую жену с двумя детьми ради французской актрисы. И таких примеров достаточно много, если почитать биографии гениев не официальные, используемые в школьной программе, а основанные на воспоминаниях современников.
Из этого вытекает, что произведения автора никогда не следует оценивать с позиции его человеческих качеств. Более того, иногда позиция, которую отражает автор в своём произведении, является именно следствием его неблаговидных поступков. Возможно, автор на страницах собственных книг призывает читательскую аудиторию не повторять его ошибок. Ведь гении отличаются от большинства людей тем,  что им свойственны крайности во всех аспектах жизни – как в положительных, так и в отрицательных. А абсолютное большинство людей колеблется вокруг некого среднего значения, от которого далеко и до плюса, и до минуса.
Итак, хотелось бы призвать думающих читателей воздержаться от оценки личности автора при критике его произведений. Нужно оценивать САМО ПРОИЗВЕДЕНИЕ,  а не его автора Петю, который на прошлой неделе не вернул вам диск с игрой «Ведьмак-2». Нужно оценивать САМО ПРОИЗВЕДЕНИЕ, а не его автора Колю, который, как вы знаете, любит выпить и неделю назад изменил своей любимой  Юле.
Конструктивная критика данного поста будет принята с благодарностью, разрушительная и уничтожающая – с возмущением и негодованием J

24 комментария:

  1. Полностью согласен. Очень часто (если не чаще всего) читатели критикуют именно личность автора, а не произведение.

    ОтветитьУдалить
  2. Точно подмечено,но относится это скорее к читающим людям.Те,которые не читают ,они и не критикуют.

    ОтветитьУдалить
  3. Если и критикуют,то непрофессионально.

    ОтветитьУдалить
  4. Талантливые люди во многом отличаются от обычных людей ,и, конечно многие их черты непонятны обычному человеку и поэтому кажутся странными .А зачем критиковать личность автора ???,(здравомыслящему человеку это и в голову не придет),когда ни он сам, ни его личная жизнь не может быть известна многим людям?Даже если что-то и известно об авторе узкому кругу людей :о его темпераменте,характере,личных качествах или личных взаимоотношениях,которые не нравятся тому или иному человеку-это не основание осуждать его книги,его творчество.Да это и совсем не нужно порядочному человеку "лезть" в чужую жизнь?Ему нужны его книга,которая доставляет ему удовольствие при ее прочтении.Или что-то еще,что возможно поддержит его в трудную минуту (любовь,сила ,добро,нежность). Он и сам найдет то ,что понятно только ему !

    ОтветитьУдалить
  5. Критика дело профессионалов.А чаще у нас происходит так -любой человек вообще не прочитавший ни одной книги,да хуже того не умеющий читать(такие еще есть)критикует всех и все подряд,и личность автора и его книги заодно.

    ОтветитьУдалить
  6. Автор данной статьи обладает очень неповторимым и доступным для понимания изложением своих мыслей,даже для людей ,которые не любят читать.

    ОтветитьУдалить
  7. А вообще неприятие успехов других это отвратительнейшая черта многих комментаторов!

    ОтветитьУдалить
  8. Интересная психологическая статья!

    ОтветитьУдалить
  9. Личность человека не имеет никакого отношения к таланту!

    ОтветитьУдалить
  10. Оценивать несомненно произведения. Личности (личины,лики)-очень разнообразны.Высоцкий-заставляет думать...

    ОтветитьУдалить
  11. Жаль ,не жалел себя,ради людей,Но они его любили!

    ОтветитьУдалить
  12. Статье к сожалению, не хватает четкости и внятности.
    Да и психологизма здесь особенного нет.
    Наблюдения про Петю и Васю вполне банальны.
    Как и то, что хороший критик будет критиковать именно произведение, а не сексуальную ориентацию автора.
    Но многое осталось за кадром.
    Статья куцая...
    И уж совсем за кадром, что отвечая на критику, также следует обсуждать суть дела, а не IQ критика.
    Кстати в этой ситуации - при ответе на критику - люди с неизмеримо большей легкостью сбиваютя на обсуждение личности того, кто посмел не любить их детище.
    Вот, совсем недавно на одном сетевом конкурсе я позволил себе указать участникам, что 80% - просто проигнорировали объявленные требования - стих длиной не более 5 4стиший.
    А один участник подал стих аж в 22 строфы, причем никакого отношение к тематике конкурса (любовные встречи и разлуки) не имеющий (стих про военные дела его отца).
    И ответ - посыпались обвинения в моем нехорошщем воспитании и нехорошем отношонии к творчестким людям.
    Что я сам как поэт - дерьмо итд...
    И хоть бы один хоть что-то бы признал...
    .
    Так что исцеляться надо обеим сторонам. Причем, по моему мнению - авторам в большей степении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый анонимный комментатор! Я - автор данного поста и хочу внести некоторую ясность.
      Вне всякого сомнения, если рассматривать означенный пост с позиций того, что Вы ожидали в нем увидеть, он может показаться куцым. Но я совершенно определенно заметил: "Данный пост не имеет целью провести всеобъемлющий анализ роли критики в литературе". То есть этот пост даже на роль статьи не претендует. Он рассматривает только одну сторону проблемы из, может быть, тысячи.
      А ответ автора на критику - это уже другая сторона проблемы. Вне всякого сомнения, авторам надо следить за собой, адекватно реагировать на критические замечания - но это не тема данного поста. Если у Вас есть ценные мысли на этот счёт, изложите их, рад буду ознакомиться.
      Данный пост - о критиках, причём именно о ПЛОХИХ критиках. Столкнувшись с хорошим критиком, большинство авторов поймет ценность его замечаний, кто-то даже учтет их в своей дальнейшей работе. Но где они, хорошие критики? Где? Большинство как раз, чуть что, сбивается на личности. Какой уж тут психологизм!
      Синдром Пети и Васи, может быть, и банален, но почему-то именно про такое, кажущееся самоочевидным и банальным, нигде не пишут, а если и пишут, то завуалированно и непонятно. Между тем если начинающий автор с таким столкнётся, вряд ли это ему покажется банальным. Как у Хармса:

      "ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
      ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты говно!
      (Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.)"

      Поэтому я считаю, что замечать и описывать такие "банальности" тоже нужно. Основная масса людей мыслит как раз не просто стандартно, а сверхстандартно, и, боюсь, именно такие люди станут первыми критиками любого автора, даже по теории вероятности. Лучше уж быть к этому готовым, чем потом шокироваться тупостью и банальностью критика.

      С уважением, С.Н.Борисов.

      Удалить
  13. К сожалению анонимный от 4 февраля2012 года не смог ответить на пост Борисова С.Н.Очень жаль,что у него нет ценных мыслей на этот счет...А статья написана великолепно!

    ОтветитьУдалить
  14. личность - своего рода окно, шлюз, через которое(ый) являет себя миру гений. чем шире и чище личность, тем ярче светит гений, если же личность узкая и мутная, то и гений едва едва просвечивает и с искажениями. это если коротко, не вдаваясь в детали

    ОтветитьУдалить
  15. Личность-это человек с очень высокими интеллектуальными способностями ,умением видеть невидимое,мыслить и создавать то,что недоступно обычному человеку ,видеть намного вперед-это гений.Это масштабная личность .Личность гения не может быть узкой и мутной-тогда это не гений,а посредственность ,которую пугают гении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. гениями не рождаются, ими становятся, а то вы их дифференцируете чуть ли не как отдельный таксон))

      Удалить
  16. Гениями рождаются -от слова "гены".Человек может достичь только определенного уровня развития,но не более того,гением он не станет.

    ОтветитьУдалить
  17. Оскорбления в интернете -статья 129-130 Уголовного кодекса РФ.

    ОтветитьУдалить
  18. Ивлева Ольга28 мая 2013 г. в 08:33

    Без сомнения, идеальным вариантом было бы отделять мух от котлет. Но на деле, так происходит далеко не всегда. Даже сами писатели, критикуя своих коллег, зачастую отталкивались от их личностных качеств, а не от литературных дарований. Примеров множество. Триумф Марины Цветаевой среди русской эмиграции в Париже в 1926-1930 гг, а затем, спустя пару лет,- ее полное отторжение. При этом стихи и проза автора остались столь же талантливыми. Виной неприятия Цветаевой явились изменившиеся политические взгляды ее мужа, который вновь всеми силами захотел вернуться в Советскую Россию. Можно также упомянуть злобную, желчную критику И. А. Буниным таких авторов как В.В. Маяковский, А.А. Блок, А.М. Горький (см. «Воспоминания. Под серпом и молотом» Париж, 1950). При прочтении воспоминаний Бунина становится ясно, что он не столько критикует литературные заслуги вышеупомянутых авторов, сколько их личностные качества и советские воззрения.
    С моей точки зрения талант и личность автора неизбежно накладывают отпечаток на его произведение. Литературные персонажи изначально воспринимаются через призму авторского отношения к ним. Между тем, читатели могут по – разному воспринимать слова и поступки героев литературного произведения. Во многих книгах личность автора так ярка, что практически невозможно от нее избавиться. Иногда бывает нестерпимо душно от насаждаемых оценок и морализма. Именно такие чувства я испытывала при прочтении произведений Л.Н. Толстого, А.А. Фадеева. Я думаю, что полностью абстрагироваться от личности автора при прочтении произведении не нужно, да и не получится. Лучше всего, когда мысли и мировоззрение творца созвучно читателю. Так появляются любимые книги. Что касается критики, то она без сомнения должна касаться только самого произведения, быть непредвзятой и аргументированной. Хотя в жизни так происходит довольно редко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интересный и подробный отзыв! Полностью согласен с тем, что отделять мух от котлет зачастую не получается. Я описал некий идеал, к которому надо стремиться, и прекрасно понимаю, что на практике подобный идеал недостижим.
      Бунин, кстати, ещё и Есенина критиковал не хуже, чем перечисленных тобой авторов ))) Но при всей злобности и желчности его критики я склонен считать, что Бунин критику хорошо аргументировал.

      Удалить