Деньги подрывают развитие экономики?
Александр Туревский
Когда деньги становятся мерой
всего, они приобретают самоценность и превращаются в объект культа, порой утрированного или тщательно
скрываемого. Когда человек принимает этот культ, в его мышлении происходят
серьезные искажения восприятия действительности, что непосредственно влияет на
стратегическое планирование действий носителя, его отношения с
окружающими, а также моральную
обстановку в обществе.
Обладающий наибольшим
количеством денег считается в данной системе самым могущественным, самым
успешным, мудрым и дальновидным, наиболее почитаемым.
Такие понятия, как совесть,
честь, милосердие, культура, нравственность, тактичность, экология,
общественная безопасность и развитие становятся относительно денег либо
вторичными, либо вообще несуществующими и рассматриваются исключительно как
пропаганда каких-либо финансовых и политических афер, либо
наивно-идеалистические представления.
По отношению к людям,
придерживающимся других взглядов, практикуется либо
утрированное лицемерное
почитание с попытками воспользоваться их бескорыстием, либо, если выгоды не
предвидится, откровенно несмешливо-высокомерное обращение и отношение.
Фетишизация денег часто
является мотивом различных морально-финансовых нарушений, в том числе недоплаты
и неоплаты людям за выполненную работу, корыстно-безответственные действия по
отношению к партнерам и собственно преступления: кражи, мошенничества, грабежи,
насилие, вплоть до убийств.
Как ни странно, всё это
приводит к парадоксу, который подрывает возможности индивидуального и
общественного заработка,
то есть экономику.
Обожающие деньги так
стремятся иметь их как можно больше, что игнорируют необходимость таковых для окружающих партнеров, чем подрывают
деловое сотрудничество, выход на новые заработки и провоцируют враждебность к
себе.
Самоценность денег в мышлении
лишает их объективности при анализе действительности, а значит, возможностей
правильного логического предвидения, Это
вынуждает плестись в хвосте событий и никогда не быть первыми в реализации
перспективных проектов. То есть им приходится собирать те рыночные возможности,
которые остались после всплеска популярности оригинальных новинок, выпуск
которых профинансировали менее зашоренные личности.
Массовое лишение людей
средств к существованию в результате алчности и узости мышления имущих лиц и
групп создает следующую волну обожествления денег и активизацию конфликтов
из-за них, а также быстрый рост коррупции, невежества, криминала, безработицы, экстремизма и т.п.
Это подрывает созидательные
возможности страны, ее репутацию в мировом сообществе, а значит, приток
инвестиций и конкурентоспособность на глобальном рынке.
Установку на абсолютизацию роли денег
фактически поддерживает установка на
отрицание их роли.
Эффективное проведение в
жизнь (главным образом через сверхактивную пропаганду и насилие) доктрин и
идеологий, нацеленных на крайнее снижение роли денег в жизни индивидуума и общества под флагом
борьбы с тлетворным влиянием денег обычно имеют следующие последствия:
- безоплатная сверхэксплуатация людей именем
какой-либо высокой суперидеи с наказаниями «за измену» ей;
- разрушение и торможение
развития естественных деловых хозяйственных связей;
- истощение моральных и
деловых ресурсов людей, населения в целом;
- несмотря на временный
подъем, вызванный массовыми надеждами на «новую жизнь» или «новый порядок»,
обвал системы, нищета и новый всплеск культа денег.
Нормальным является отношение к деньгам как к важному
средству жизнеобеспечения, но не в ущерб остальным, не менее важным: морали, экологии, культуре, науке, искусству,
интеллектуальному развитию и другим. Иначе – деградация общества, что мы сейчас
и наблюдаем, несмотря на высокие слова с трибун. Указанным выше нематериальным, но важнейшим
факторам жизни общества необходимо адекватная их роли материальная поддержка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий