«АБИТУРА»
Александр Туревский (из книги "Анатомия вакуума, или поклон Alma mater")
Этим словом в середине семидесятых
обозначались и сами абитуриенты (поступающие в высшие учебные заведения), и
период, когда они поступали. Для меня — самое «студенческое» время. Поступал я
четыре раза: первый — в Историко-архивный институт, остальные три — на
факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
«Архивный» дебют оказался ничем не
примечательным. Запомнились только длинные коридоры общежития на улице
Стромынка и сосед — грузин Авто (Автандил), показавший себя непробиваемо-бронебойным
сталинистом. Впрочем, разговоры с остальными соседями тоже крутились вокруг
недавнего исторического прошлого, которое представлялось туманным и слишком
опасным, чтобы его можно было объективно обсуждать. «Ходить бывает склизко по
камешкам иным, итак, о том, что близко, мы лучше умолчим» (Козьма Прутков).
Серость и удушливость этой обстановки, связанной с профессиональной
необходимостью углубленного изучения официальных документов, заставили искать
другие пути.
Абитуриенты факультета журналистики
Московского университета оказались не в пример живее и интереснее. Юноши и
девушки со свежим творческим восприятием, еще не засушенным официальной
идеологией, были наивны и прозорливы одновременно. Соль общения составлял
интерес кто откуда приехал, сколько набрал баллов, политические и прочие
анекдоты, а также венгерское вино из ближайшего магазина «Балатон».
Несмотря на острейшую конкуренцию на
экзаменах, атмосфера (за редким исключением) была теплая и дружеская. В одно из
поступлений я жил в комнате, бывшей библиотеке, на двадцать человек, и ссор
практически не происходило. Проблемы познакомиться вообще не существовало, так
как после первого вопроса — «Куда поступаешь?», имелась масса интересных тем —
какой конкурс, что говорили на консультациях, кто из экзаменаторов «заваливает»
и как с этим бороться. По вечерам — бадминтон.
Это была бурная и веселая территория
общения. Я никогда бы не поверил, что в том же МГУ может оказаться нечто
ужасающе-противоположное.
Впрочем, кое о чем все же можно было
задуматься. Что работать придется в официальной (другой не полагалось)
советской прессе, непрерывно славящей КПСС. Что на материалы о сталинских
репрессиях и наиболее острых на тот момент проблемах уже легла тень негласных
запретов, а сам облик членов Политбюро, то есть тех, чью политику предстояло
славить — безлик, сер и скучен, уже тогда вызывало глубокое подсознательное
отторжение. Наверное, поэтому мышление отгораживалось от этой стороны
действительности. А нам хотелось найти что-то яркое и светлое.
Часто мы ходили в парк к китайскому
посольству, которое находилось в квартале от общежития ФДС (филиал Дома
студентов). Как водится, перед зданием посольства стояли витрины с
фотографиями, демонстрировавшими «мощь и процветание» Китайской Народной
Республики — в то время отношения между СССР и КНР были весьма напряженными.
Поэтому на снимках фигурировала военная техника, учения, парады и церемонии
награждения, а также изделия народных ремесел. Сильное впечатление производил
пейзаж с солдатами, в одинаковых позах выполнявших приемы кунг-фу — до самого
горизонта. Однако снимок китайцев в буденновках со звездами, находившихся
внутри самолета, производил впечатление сюрреалистической (соцреалистической?)
пародии.
Глядя на эти фотовитрины, мы
чувствовали себя свободными людьми, ответственными за судьбу цивилизованного
мира перед лицом «восточной угрозы»…
Комментариев нет:
Отправить комментарий